Информация о реализации мероприятия «Организация и проведение реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов средствами арт-терапии»

В рамках реализации подпрограммы «Право быть равным» государственной программы Ставропольского края «Развитие образования на 2015-2017 годы» в 2015 году специалистами ГБОУ «Краевой психологический центр» и филиалов ГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Александровском Александровского района, с. Летняя Ставка Туркменского района, с. Донское Труновского района осуществлены реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов средствами арт-терапии.

В прошедшем году педагогами-психологами центра и его филиалов было проведено четыре группы. Реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов средствами арт-терапии проводились в городе Ставрополе на базе ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя», в с. Александровское на базе ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10 VIII вида», в с. Донское на базе МКОУ ООШ №6, в с. Летняя Ставка на базе филиала ГБОУ «Краевой психологический центр».

С целью обеспечения качественных реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов ГБОУ «Краевой психологический центр» было организовано профессиональное сопровождение специалистов, включенных в реализацию реабилитационных мероприятий, которое включало в себя проведение семинаров и супервизий. Для педагогов-психологов было проведено четыре практико-ориентированных семинара по следующим темам: «Особенности управления групповыми процессами в арт-терапевтических группах», «Личность тренера и феномены групповой динамики», «Использование феномена групповой динамики при проведении арт-терапевтических групп», «Диагностика групповых процессов при проведении арт-терапевтических групп». Супервизором центра Староборовой Н.В. было проведено для педагогов-психологов 15 групповых супервизий.

С целью оказания эффективной психологической помощи специалистами ГБОУ «Краевой психологический центр» была разработана программа «Арт-терапия в работе с детьми и подростками, пережившими трудные жизненные ситуации». Данная программа направлена на гармонизацию эмоциональной сферы детей и подростков, развитие способности к самовыражению и самопознанию и решает следующие задачи: получение опыта эмоционального отреагирования травмирующих переживаний, укрепление собственной личной ценности, формирование навыков самоконтроля и постановки цели, поддержка и развитие творческого самовыражения.

Программа рассчитана на 64 часа, 34 занятия продолжительностью 2 часа каждое. Занятия проводились в групповой форме количество участников каждой группы - 12 человек.

Реабилитационные мероприятия специалистами проводились с октября по декабрь. В проекте приняли участие 48 детей-инвалидов проживающих на территории Ставропольского края.

В рамках занятий использовались разнообразные методы и формы работы. Дети работали с бумагой различной фактуры (влажная мятая, цветная мелованная, гофрированный картон), работали с гуашью, цветными карандашами, фломастерами и пластилином. Активно использовалась техника нанесения рисунка пальцами и ладошкой, что способствовало восстановлению эмоционального равновесия и снятию напряжения. А так же метод аппликации, который позволял создавать объемные изображения. В ходе каждого занятия применялись подвижные игровые упражнения, которые помогали снять как эмоциональное, так и физическое напряжение.

Стоит отметить, что динамика в группе имела положительный характер, произошло сплочение, участники программы научились продуктивно общаться в коллективе, формировать доверительные отношения. Поставленные цели и задачи были достигнуты.

Анализ проведения групп позволил сделать выводы о динамическом развитии, качественной подготовке, высоком уровне организации и реализации реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов средствами арт-терапии.