Информация о реализации мероприятия «Создание мобильных служб для сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов»

В рамках реализации краевой программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы» в 2016 году на базе филиала ГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Александровском Александровского района, была создана мобильная служба для сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. В состав мобильной службы вошли педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

В 2016 году в период с 18 октября по 21 декабря специалистами филиала было осуществлено сопровождение двух семей, воспитывающих 3 детей-инвалидов, проживающих на территории Александровского муниципального района Ставропольского края. Специалистами оказана психолого-педагогическая помощь трем детям-инвалидам, воспитывающимся в этих семьях. Учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом было проведено 18 консультаций для родителей, проведены 9 диагностических обследований детей-инвалидов, проведено 72 занятия с тремя детьми-инвалидами.

Сопровождение семей было направлено на психологическую поддержку самих родителей, оказание помощи в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка, формирование у родителей возможности видеть положительные стороны ребенка, его достижения, успехи, развитие, а не только его нарушения и некомпетентность, на обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с детьми, повышение психологической культуры родителей.

С целью оказания качественной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами были разработаны индивидуальные программы оказания психолого-педагогической помощи для каждого ребенка исходя из его индивидуальных особенностей развития. Программа занятий каждого специалиста с ребенком рассчитана на 8 часов.

В ходе работы мобильных служб специалистами использовались различные формы работы: индивидуальная диагностика детей и консультирование родителей, индивидуальные игровые сеансы, индивидуальные занятия с детьми и их родителями. Все формы работы предполагали присутствие и активное участие родителей в реализации индивидуально-ориентированной программы.

Деятельность специалистов, направленная на оказание комплексной помощи семье, велась с учетом следующих принципов психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития: стимуляции и поддержки игровой деятельности, недирективности в игровом взаимодействии с ребенком, уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку, адекватности используемых специалистами игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка, оптимальной организации игровой среды.

Анализ работы мобильных служб для сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов позволяет сделать выводы о том, что поставленные цели и задачи были достигнуты. В ходе работы Службы осуществлено обучение родителей приемам адекватного взаимодействия с ребенком направленное, в том числе, нормализацию внутрисемейных отношений, расширение социальных контактов семьи, повышение доступности оказываемых реабилитационных услуг маломобильным детям-инвалидам.