Информация о реализации мероприятия «Организация и проведение реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов средствами арт-терапии»

В рамках реализации краевой программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы» в 2016 году специалистами ГБОУ «Краевой психологический центр» и филиалов ГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Александровском Александровского района, с. Донское Труновского района осуществлены реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов средствами арт-терапии.

В прошедшем году педагогами-психологами центра и его филиалов было проведено три группы. Реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов средствами арт-терапии проводились в городе Ставрополе на базе ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя», в с. Александровское на базе ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10 VIII вида», в с. Донское на базе МКОУ ООШ №6.

С целью оказания эффективной психологической помощи специалистами ГБОУ «Краевой психологический центр» была разработана программа «Арт-терапия в работе с детьми и подростками, пережившими трудные жизненные ситуации». Данная программа направлена на гармонизацию эмоциональной сферы детей и подростков, развитие способности к самовыражению и самопознанию и решает следующие задачи: получение опыта эмоционального отреагирования травмирующих переживаний, укрепление собственной личной ценности, формирование навыков самоконтроля и постановки цели, поддержка и развитие творческого самовыражения.

Программа рассчитана на 36 часов, 18 занятий продолжительностью 2 часа каждое. Занятия проводились в групповой форме количество участников каждой группы от 12 до 14 человек.

Реабилитационные мероприятия специалистами проводились с 18 октября по 21 декабря. В проекте приняли участие 38 детей-инвалидов проживающих на территории Ставропольского края.

В рамках занятий использовались разнообразные методы и формы работы. В работе с детьми педагоги-психологи применяли различные арт-терапевтические методы с использованием бумаги различной фактуры (влажная мятая, цветная мелованная, гофрированный картон), гуашью, цветными карандашами, фломастерами и пластилином. Активно использовалась техника нанесения рисунка пальцами, что способствовало восстановлению эмоционального равновесия и снятию внутреннего напряжения. А так же метод аппликации, который позволял создавать объемные изображения. В ходе каждого занятия применялись игровые упражнения, которые были направлены на решение эмоциональных внутриличностных проблем.

На первом этапе работы дети испытывали серьезные эмоциональные проблемы, сложно шли на контакт, мотивация к выполнению заданий отсутствовала, у детей отсутствовал опыт предъявления себя в группе. По мере реализации программы участники стали проявлять активность, интерес к выполнению заданий и упражнений, отзывчивость по отношению к другим участникам группы. У детей появилась уверенность в собственных силах, гармонизация эмоциональной сферы личности, произошло сплочение участников группы, участники программы научились продуктивно общаться в коллективе, формировать доверительные отношения. Поставленные цели и задачи программы специалистами были достигнуты.

Анализ проведения групп позволил сделать выводы о динамическом развитии, качественной подготовке, высоком уровне организации и реализации реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов средствами арт-терапии.